Мазин Александр - 'блеск И Нищета' Детективного Жанра
А. Мазин
'Блеск и нищета' детективного жанра
Эта статья -- не исследование детективного жанра, как такого.
Нижеизложенное -- попытка разобраться в состоянии отечественного
"детективного" рынка в России и проанализировать причины, которые к этому
состоянию привели. Попытка обобщить: чем нынче представлен в магазинах и на
лотках жанр, уступающий популярностью только учебникам, и что ждет детектив и
нас с вами в будущем. Когда я говорю "нас", то имею в виду не столько нас,
писателей детектива, сколько нас - его читателей. Себя же я отношу к той, и к
другой категории одновременно, и глубоко убежден, что только настоящий
любитель детектива может написать хороший детектив. Обратное, к сожалению, не
всегда верно.
Исключительно для удобства анализа я начну с того, что проведу некую
весьма общую классификацию книг детективного жанра, представленных вниманию
читателей.
Список сей по справедливости должна была бы возглавить...
Классическая литература с детективным сюжетом.
(Прошу не путать с классическим детективом!)
Это произведения, от античных до нынешних времен, где детективный сюжет
используется настоящим Мастером для создания произведения, которое затем
входит в Анналы...
Банальный пример: "Преступление и наказание", хотя последнее, насколько
мне известно, создавалось именно как "развлекательное чтиво".
Любимый пример: "Американская мечта" Нормана Мейлера.
Вообще-то я охотно писал бы об этом "типе" детективов отдельно и долго, но
склонен думать, что мне такая задача не по рангу да и не по силам. Поэтому я с
большим сожалением вычеркиваю лучшее и спускаюсь с олимпийских небес к земным
реалиям. Итак...
Классический детектив. Типичные примеры авторов: Агата Кристи, Честертон,
Конан-Дойль, Карр и т.д. Полный список наверняка занял бы не одну страницу.
Типичная особенность: загадочность. Есть труп (хотя бы один), есть место,
где труп обнаружили, и есть сыщик (профи или любитель), который должен
установить убийцу. В хорошем классическом детективе поиск убийцы -- это
здоровое соревнование между сыщиком и читателем. В качественном (подчеркиваю:
в качественном) классическом детективе -- это честное соревнование. Иными
словами, автор закладывает в текст достаточное количество "следов", чтобы
продвинутый читатель и без помощи сыщика догадался, кто прикончил старушку.
Автор не утаивает информации, но распределяет ее так, чтобы улики не бросались
в глаза, а подозрение попеременно кочевало с персонажа на персонаж. И сыщик
решает задачу исключительно благодаря интеллекту, а не потому что ему с
утренней почтой принесли чистосердечное признание убийцы.
Характерная особенность -- "... преступления раскрываются благодаря
способности размышлять, а не из-за доносов предателей или промахов
преступников". Эти слова принадлежат известному автору "классических"
детективов -- Джону Диксону Карру. И они абсолютно правильны, если говорить о
классическом детективе, но не имеют ничего общего с тем, как обстоит дело в
реальной жизни. Упрощенный вывод: классический детектив -- некая абстрактная
игра (зачастую высокохудожественная) для любителей-интеллектуалов.
"Крутой" детектив. Типичные примеры авторов: Хэммет, Стаут (хотя него есть
сильный сдвиг в сторону "классики"), Маклин и еще многие-многие... А из наших,
отечественных, безусловно, Барковский-Измайлов (впервые!), Бушков, Латынина...
Опять-таки, список столь велик, что привести его полностью нет никакой
возможности.
Типичная особенность "крутого" детектива -- "Круто