8d2b2479

Мазин Александр - Автор, Консультант, Редактор, Корректор Или Интимный Процесс Творчества



Александр Мазин
Автор, консультант, редактор, корректор
или интимный процесс творчества
Советы начинающему коммерческому писателю.
Каждый солдат хочет стать генералом. Корректор сплошь и рядом занимается
редактурой, редактор считает своим долгом поправить и направить автора. Сплошь
и рядом корректоры -- это несостоявшиеся редакторы, а редакторы --
несостоявшиеся авторы
После такого вступления вы, возможно, решите, что я тоже сторонник сноски
"текст печатается в авторской редакции". Это неправда. Просто далеко не
каждому солдату следует становиться генералом. (Чины определены властью над
текстом, а не издательской иерархией). Базой английской армии времен империи
были как раз не генералы, а полковники. С другой стороны всякий,
соприкоснувшийся с армией, знает, что старшина куда авторитетней младшего
офицера. Иными словами, хороших редакторов еще меньше, чем хороших писателей.
С корректорами, наверное, лучше. Но у них и поле детельности поуже. Поэтому
выбор корректора я без боязни доверю издательству, а вот редактора постараюсь
выбрать сам.
Вот первый из тех правил и принципов, которые, исходя из собственного и
чужого опыта, я рекомендую всем авторам.
Итак, первое:
ВЫБЕРИ РЕДАКТОРА САМ! Если, конечно, знаешь, кого выбрать и тебе позволит
издатель.
Второе:
постарайся четко поставить ему задачу. Поиск стилистических "блох", работа
с композицией, проверка текста на согласование (то есть, чтобы у героя не
менялся цвет глаз, по ночам не светило солнце, и шестизарядный кольт не
стрелял длинными очередями). Как правило, редактор все равно будет делать и
первое, и второе и третье, и четвертое... но, если он тебя уважает, а текст
его не раздражает, он не забудет о твоей просьбе. Если же текст его
раздражает, то...
Смени редактора. Это третье. Человек, не читающий фантастики, не должен ее
редактировать. Он просто не знает жанра. Человек, презирающий детектив, не
способен с ним работать. То же можно сказать об историческом романе,
философском, женском и т.д. Максимум, на что способен нежанровый редактор --
отловить стилистические огрехи. Но с этим справится и хороший корректор.
Четвертое: все изменения в текст вносит только автор. Редактор может
предлагать варианты, если захочет. Но может и не предлагать. Его дело -- не
вносить исправления, а указывать на огрехи. Исключение составляют начинающие
авторы. Таким можно показать.
Наверное, есть и другие принципы автора. Но этих, в общем, достаточно.
Теперь о принципах редактора. Вернее о принципе, поскольку он -- один и в
точности соответствует главному постулату Гиппократа. НЕ НАВРЕДИ!
Редактор, нарушающий его, называется редактором-деструктором.
Редактор-деструктор полагает, что он лучше знает, какой должна быть ваша
книга. Руководствуясь своим тайным знанием, он переписывает текст, приводя
его, скажем, к стилю перевода с английского, который он, редактор-деструктор,
делал пару месяцев назад в качестве халтуры. Этот персонаж издательства
(редактор-деструктор, как правило, редактор штатный) способен изымать куски
текста, утверждая, что "читателю это не интересно". Редактор-деструктор
упорен. Вы можете убрать его правку, но он все равно ее внесет. Во вторую
корректуру, хоть в макет. Более того, опытный редактор-деструктор вообще не
показывает правку автору.
В качестве примера работы редактора-деструктора могу привести "Вавилонские
хроники" Елены Хаецкой. Читавшие книгу (Кто не читал -- рекомендую!) знают,
что в ней -- повесть и несколько рассказов. П



Назад